ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

НЕСКОЛЬКО СЛОВ «В ЗАЩИТУ» АПОСТОЛА ФОМЫ

Повествование о неверии апостола Фомы повторяется на богослужении довольно часто в течение всего года. Это чтение входит в число 11 воскресных утренних «Евангелий», каждое из которых повторяется с периодичностью примерно 1 раз в 3 месяца. Кроме этого, оно читается в неделю о Фоме — следующий воскресный день после праздника Пасхи. Ну, и сегодня, в день памяти самого Фомы. Такая частота повторений не может быть случайной. Очевидно, что повествованию о Фоме Церковь придает большое значение. Почему?

217667.p

Об этом апостоле мы знаем в основном по двум необычным ситуациям из его жизни. Сначала (и об этом мы слышали на сегодняшней литургии) апостол Фома не оказался с другими апостолами, когда по Своем Воскресении им явился Господь и преподал мир. Именно тогда Фома произнес слова, сделавшие его имя нарицательным и ставшие впоследствии опорой для всего научно-технического прогресса: «увижу», «прикоснусь», «проверю». Чуть позже апостол опять не оказался вовремя рядом со смертным одром Пречистой Божией Матери, хотя остальные апостолы чудесным образом были собраны в это место по молитвам Самой Пречистой. Поэтому все время кажется, что Фоме как будто не везет. Но мы, христиане, не верим в везение или невезение и понимаем, что здесь на самом деле скрыто особое Божие смотрение о Фоме. В чем это смотрение? Если поймем это, то поймем и почему апостолу все время «не везет».

Как ни странно это звучит, но при рассмотрении этих случаев открываются весьма достойные качества апостола Фомы. В первом случае апостол обнаружил как будто неверие, во втором расстроился, что не успел проводить Богоматерь. Но если задуматься над его реакцией, то можно понять, что здесь не столько эгоистическая печаль о том, что пропустил что-то очень важное, сколько страдание из-за того, что не был в это время вместе со всеми. Апостол любил, так сказать, быть в гуще событий, в важные моменты быть вместе со всей семьей апостолов и духовно и телесно. И здесь мы усматриваем в нем такую черту, как семейственность. Он хотел быть вместе с прочими апостолами, т.к. апостольство для него — это прежде всего единство в духе. И в этом апостол подает нам пример.

Если мы спроецируем ситуацию от апостольского общества на общество приходское, то усмотрим здесь указание на важность быть вместе с приходом в важные моменты. Ведь приход в значительной степени — тоже семья, и духовное единство прихода во многом зависит от того, как члены прихода не просто относятся друг к другу, а как осуществляется их духовно-физическое общение. Жизнь прихода, к примеру, помимо богослужебной составляющей, может и должна выражаться во внебогослужебных мероприятиях. Во многих приходах сейчас организованы библейско-богословские курсы, которые становятся своего рода площадкой, где прихожане могут друг с другом и со священником обсуждать интереснейшие вопросы веры. Часто на приходах организуются паломнические поездки, различные мероприятия социальной направленности (служение больным, престарелым, посещение приютов) и т.д. и т.п. И чрезвычайно важно, чтобы каждый сознательный прихожанин в силу своей причастности общей приходской семье не оставался в стороне, а принимал активное участие в общеприходских мероприятиях, участвуя таким образом в гармоничном развитии прихода. И апостол Фома подает нам здесь пример искреннего и правильного отношения к своей духовной семье.

Другое положительное качество Фомы открывается при размышлении над словами его «неверия»: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Попытка осмысления этих слов наводит на мысль, что здесь отнюдь не упертое неверие, не желающее ничего видеть и слышать. Здесь, скорее, желание утвердиться на камне своей веры. Мы помним слова апостола Павла, говорившего, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15:14), ибо лишь Воскресение Христа дало нам плоды вечной жизни. Поэтому желание Фомы увидеть «язвы гвоздиные» связано больше со стремлением утвердится в вере в Воскресшего даже через органы чувств, а такое стремление исходит, безусловно, из верующего сердца. Фома похож здесь на человека, которому сообщили радостную новость, и его лицо просияло от радости, но он, как бы не веря своим ушам, говорит: не поверю, пока сам не удостоверюсь своими глазами. Говорит эти слова, но по нему видно, что он уже поверил. Таков здесь и Фома.

Наконец, желание Фомы увидеть и ощутить Христа связано и с законным желанием утвердиться в своем апостольском достоинстве, ибо достоинство это даровано ему Самим Христом. Когда на апостольском соборе вместо отпавшего Иуды избирали апостола Матфия, апостол Петр сказал, что это место может занять ученик, бывший вместе с остальными свидетелем Воскресения Христа (Деян. 1.21–22). То есть живое свидетельство о Христе Воскресшем есть условие апостольского достоинства, а Фома был одним из двенадцати, и ему предстоял впереди длинный апостольский путь проповедника.

Обратим внимание на ещё одни слова: Господь словно бы упрекает апостола: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20.29). Однако не следует здесь видеть лишь упрек апостолу в несовершенстве его веры. Господь, прозирающий вглубь веков, обращает свои слова к тем будущим поколениям христиан, которые придут ко Христу, благодаря в том числе и трудам апостола Фомы. И говорит Господь здесь о том, что не телесное видение Бога во плоти является условием вхождения в блаженство вечной жизни, а искренняя сердечная вера, рождающая духовное познание и видение Христа.

«Фома неверующий» говорится в народе о человеке, который не желает поверить чему-либо, несмотря на все приводимые аргументы и доказательства. К сожалению, имя святого апостола Фомы стало у нас отрицательно нарицательным. Но апостол Фома этого совсем не заслуживает. Даже если не говорить о дальнейших его апостольских трудах, егопресловутое неверие подает нам много примеров для подражания. И, наверное, поэтому Церковь так часто нам о нем напоминает.