Теперь вспомним Новодевичий монастырь в Москве, где мы побывали 9 декабря.
Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине реки Москвы, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).
Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) — главной святыни Смоленска, по обету за присоединение Смоленска к Москве в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.
Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.
В конце XVI — начале XVII века в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и боярынями знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Беклемишевы, Годуновы, Шуйские. Но и впоследствии традиция продолжалась – в монастыре коротали остаток дней в монашеском постриге: дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татьяна, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия, и самая известная – Софья Алексеевна, а также первая его жена Евдокия Лопухина. В Напрудной башне в XVIII веке содержалась царевна Софья. Для жителей района Вешняки интересно знать, что с 1928 по 1950-е г.г. в ней жили сын с семьей последнего владельца Кусково, Вешняково, Останкино и т.д. графа Шереметева Сергея Дмитриевича – Павел Сергеевич, Прасковья Васильевна (урожд. Кн. Оболенская) и их сын Василий Павлович. Сейчас в Напрудной башне очень интересный музей. Одна из комнат посвящена Игумении Серафиме, которая была первой игуменией с момента открытия монастыря в 1994 г. Матушка отошла ко Господу в 1999 г. и похоронена около Успенского храма. Она же возобновила почитание первой игумении Елены (Девочкиной), могила которой также находится на территории монастыря.
Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.
С 1946 г. и по настоящее время на территории монастыря находится Подворье Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Мы не смогли побывать в главном соборе монастыря, т.к. он закрыт на реставрацию до 2022 г., и нам не довелось прикоснуться к великой русской святыне – Смоленской иконе. Но по милости Божией мы отслужили молебен с Акафистом перед такой же иконой в Богородицком Житенном женском монастыре в городе Осташков Тверской области, где мы побывали 17 декабря. Этот монастырь, как и Новодевичий в Москве, тоже освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Причем, есть основания полагать, что чудотворный образ в Житенном монастыре является третьим списком с того образа, который привезла с собой в 1046 г. царевна Анна – дочь Константин IX Мономаха, ставшая женою князя Всеволода Ярославича.
Этот древний образ Богоматери по преданию написан евангелистом Лукой. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.
На этом чудеса в Житенном монастыре не закончились. В мощевике мы увидели в ряд три частицы мощей Угодников Божиих: Святого Праведного Алексия Московского Мечева – небесного покровителя нашего Храма; Священномученика Петра Зверева, Митрополита Воронежского, который ребенком жил в Вешняках, т.к. его отец, протоиерей Константин Зверев, более 10 лет был настоятелем Успенского храма в Вешняках; Священномученика Фаддея Тверского, о котором мы уже знаем.
Как и другие монастыри, это монастырь тоже был закрыт, и в главном храме был молочный завод, поэтому главный храм в честь иконы Смоленской Божией Матери сейчас находится в аварийном состоянии. Службы проходят в небольшом надвратном храме Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.
Однако, в монастыре существует Дом милосердия — социальная гостиница «Дочки-матери». Главным послушанием монастыря является молитва и помощь обездоленным людям. В монастырском Доме милосердия проживают матери с детьми, инвалиды-колясочники, люди, попавших в трудную жизненную ситупцию. На данный живет более 100 человек, из них около 50 — дети. Мы приехали туда не с пустыми руками, т.к. волонтеры из РОДЮО «Образование. Спорт. Реабилитация.» уже бывали здесь летом этого года.
Мы с трудом смогли уйти из монастыря, где нас тепло встретили, и мать Марианилла провела для нас замечательную экскурсию с рассказом о прошлых годах, а главное, о сегодняшнем дне обители.
Но вернемся к нашей первой поездке в Тверь в ноябре. К сожалению, ненадолго мы заехали в Тверской женский монастырь во имя святой великомученицы Екатерины, расположенный на месте слияния двух главных рек Тверского края — Волги и Тверцы, напротив древнего Отрочь монастыря. Монастырь образован 15 июня 1996 г. из общины существовавшего с 1993 г. подворья Оршина Вознесенского монастыря при храме великомученицы Екатерины Александрийской, что за Тверцой.
В 2001 году была восстановлена разрушенная колокольня главного собора монастыря, построены келейные помещения, сооружена стена вокруг монастыря и заложен фруктовый сад.
Святыня ими монастыря являются иконы: Виленская, Казанская, «Не рыдай Мене Мати»и Тихвинская иконы Божией Матери, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи, ковчег с мощами многих святых.
На территории есть часовни: Серафима Саровского и Иулиании и Евпраксии Московских.
И мы опять вернемся в Москву, только теперь в Зачатьевский женский монастырь, в котором мы побывали после Новодевичьего монастыря. В 1360 году, на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь.
Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Первый храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, славился строгостью жизни и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. В урочище Чертолье устраивается новая обитель. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном мощами основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской».
Главным храмом монастыря был храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Свт. Алексия, митрополита Московского, Св. вмч. Феодора Стратилата и Зачатия святой праведной Анны (на хорах) и шатровой колокольней. Ради заботы о престарелых немощных монахинях в 1846-1850 гг. был возведен небольшой храм в византийском стиле, в честь Сошествия Святого Духа с богадельней. Чуть позднее был сооружен надвратный храм в честь Иоанна Предтечи, который был первым восстановлен при возвращении монастыря церкви. В начале XX века обитель украсилась еще одним строением — новым трапезным корпусом с просторной трапезной палатой и мастерскими для монастырских рукоделий.
В 1925 г. обитель была закрыта, насельницы изгнаны, святыни преданы поруганию. Чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», а также некоторые другие святыни удалось спасти, перенеся их в храм Пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке. В 1934 г. Собор и колокольня были взорваны, другие храмы и строения разрушены или перестроены. На месте собора было построено типовое здание школы. Небольшая общинка уцелевших Зачатьевских сестер продолжила монастырскую жизнь при храме пророка Илии в Обыденском переулке.
В ноябре 2010 г. Рождественский Собор был восстановлен и освящен в год 650-летней годовщины образования монастыря. Монастырь построен на старых фундаментах XIV — XVII в.в. Теперь в подклете Собора археологический музей и храм в честь иконы «Неопалимая купина».
Святыня монастыря икона Божией Матери «Милостивая» вернулась из храма Илии Пророка в Обыденном переулке.
В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень». Предполагаемый год возведения — 1592 г.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек. Еще раз власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.
Общины и священники закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма, приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода.
Этот Храм стал родным для изгнанных монахинь Зачатьевского монастыря, для Маросейской общины и духовных чад О.Алексия и О.Сергия Мечевых, многих представителей старой и новой интеллигенции. В 1986 г. будущая игумения Новодевичьего монастыря матушка Серафима – Варвара Васильевна Черная, ученый с мировым именем – пришла в храм и встала за свечным ящиком.
Уже было написано об иконе Свщмч. Серафима Чичагова «Спаситель в белом хитоне» и еще его же икона «Моление Серафима Саровского на камне», многие святыни из закрывшихся и разрушенных храмов хранятся в храме Илии Пророка до сих пор.
Еще до войны прихожанами стали Глеб Александровия Каледа, духовый сын Свщмч. Владимира Амбарцумова, и его родная дочь Лидия Владимировна. Внучка Свщмч. Владимира – игумения Иулиания Зачатьевского монастыря. Еще два внука – настоятели Московских храмов – Троицкого на Покровке и Новомучеников в Бутово. В честь Свщмч. Владимира Амбарцумова освящен придел в храме Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре.
Все упомянутые мною люди после войны стали духовными чадами священника Александра Егорова, который прослужил в этом храме 48 лет. Он стал наставником в духовной и мирской жизни многих прихожан на многие годы.
Он также окормлял Зачатьевский монастырь при его восстановлении и сам сажал там яблоневый сад, который растет и плодоносит всем на радость.
Как видим, мы уже неоднократно повторяем одни и те же имена, не зависимо от того, какие святые места мы посещаем – в Москве, или Твери, или Тверской области.