Паломническая поездка по маршруту Талабские острова – Елиазарово – Крыпецкий монастырь — Псков – Печоры – Изборск – Псков 30-31августа-01сентября 2019 года.
Наша паломническая группа побывала на Святой Псковской земле в последние дни августа, и Псковская земля встечала нас замечательной летней погодой.
Что значит для России Псковская земля?
Территория Псковской области является одной из самых ранее заселённых славянами территорий в России. Первое упоминание Пскова датируется 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись), Изборска — 862 годом («Повесть временных лет»). В «Повести временных лет» впервые сообщается о Пскове и великой княгине Ольге — «жены от Пьскова (Плескова) именем Ольга» князя Игоря. Жена князя Игоря – в последствии Равноапостольная Великая княгиня Ольга, была матерью князя Святослава и бабушкой будущего Равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси.
С X до начала XII в. Псковщина входила в состав Древнерусского государства, а с XII в. — в состав Новгородской земли. Жители Псковской земли всегда участвовали в совместной обороне русских рубежей. Например, в апреле 1242 г. произошло Ледовое побоище с участием, в том числе псковичей, которые совместно с другими разгромили немецкие рыцарские войска. При князе Довмонте (1266 —1299), в крещении — Тимофее, Псков приобрел самостоятельность.
При Василии III в 1510 году, Псковская республика была ликвидирована, а его территория была присоединена к Великому княжеству Московскому.
Псков стал западным форпостом на пути в Москву, а его монастыри около города стали линиями, в т.ч. духовной, молитвенной обороны, призванными защищать рубежи русских земель. Это были крепости, на которые приходились первые удары врага.
С 27 августа 1581 по 4 февраля 1582 гг. Псков выстоял в героической осаде от войск польского короля Стефана Батория. Во время этой осады произошло чудо – явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город.
После распада СССР в 1990-е годы Псковщина вновь стала приграничным регионом. Причём она — единственная область России, граничащая сразу с тремя государствами — Белоруссией, Латвией, Эстонией, две из которых – Латвия и Эстония — являются странами НАТО. Поэтому в небольшой Псковской области расположены четыре воинские части, и она по-прежнему остается форпостом России.
Перечислять все святые места, монастыри и храмы на Псковской земле займет много места и времени. Чтобы узнать и почувсчтвовать их, нужно приехать на Псковщину и увидеть все своими глазами. Постараюсь коротко рассказать о тех святых местах, в которых мы побывали за три дня.
Приехав утром в пятницу 30 августа, мы встретились на вокзале с экскурсоводом и отправились на Талабские острова. Расположенные на северо-западных границах государства Российского, Талабские острова неоднократно подвергались нападениям соседей, покушавшихся на русские земли.
На катере по реке Толбе, затем по Псковскому озеру мы с Божией помощью прибыли на о.Талабск.
На острове стоит храм во имя Свт. Николая Чудотворца. Впервые он упоминается в 1585 году как деревянный. Каменным он стал в 1792 году. Ныне действует придел, освященный в честь иконы Одигитрии Смоленской, который был сооружен в 1793 году, в память о чудесном избавлении от страшной эпидемии холеры. Богослужения проходят только в Смоленском приделе. Настоятелем храма в течение долгих сорока четырех лет служил отец Николай Гурьянов. Первую литургию на острове Талабск отец Николай отслужил на праздник Покрова в 1958 г. — известный прозорливец, старец светлого духа, к которому за духовным укреплением и поддержкой ехали люди со всей страны. В августе 2002 года отец Николай отошел ко Господу и похоронен на островном кладбище. В храме находится митра батюшки Николая. И после блаженной кончины советчика и утешителя православные едут на остров, чтобы поклониться его могиле, зажечь свечу перед иконой Божией Матери, помолиться, обрести духовные силы, укрепить свою веру и любовь.
Мы посетили его келью, поклонились святыням, принадлежавшим батюшке, побывали на могиле – это место дышит благодатью и передает ее всем, кто притекает на остров с открытым сердцем.
И после духовного общения с батюшкой Николаем Гурьяновым нам предстоял путь на остров Верхний. Сюда в уединенные места с глубокой древности влекло иноков. Преподобный Досифей Верхнеостровский, ученик преподобного Евфросина Псковского, наставника псковских пустынножителей, в 1470 году создал здесь мужской Петропавловский монастырь. В годы правления Екатерины Великой (1764 г.) обитель была упразднена, храм превратили в приходскую церковь. В подземелье, под алтарем, покоятся святые мощи Диосифея — основателя монастыря. В наши дни в храме проводятся богослужения. Отец Сергий, священник храма, служит здесь с 2000 года, по благословению старца Николая Гурьянова. Приход у него совсем маленький – на острове проживает около сотни человек.
Вернувшись с островов, наша группа паломников переехала в Спасо-Елеазаровский ныне женский монастырь на реке Толбе в 28 км от Пскова. Основанный в 1447 г. монастырь построен на месте встречи Цареградской иконы Божией Матери. В XVI в. здесь подвизался старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва – Третий Рим.
Перед Первой мировой войной здесь проживал старец и духовник Великой княгини Елизаветы Федоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов), которого в этом году прославят в лике святых для общецерковного почитания (из местночтимых).
Участие в богослужениях, исповедь, принятие Святых Христовых Таин – непременно сопутствует паломническим поездкам. После Божественной Литургии и монастырской трапезы в субботу 31 августа мы отправились в Крыпицкий монастырь, не часто посещаемый паломниками.
Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХV века. Основал его Прп. Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелием. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.
Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от игумена св. Ефросина уже известной нам Спасо-Елиазаровской обители. В труднодоступном месте среди болот и леса на холме рядом с озером была построена хижина. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель.
Из стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве, блаженный Корнилий. В ХVII в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.В монастыре в ХIХ веке трудился ученый, археолог, историк, писатель — просвещенный архипастырь митрополит Евгений (Болховитинов). Еще один прославленный насельник Саввы — Крыпецкого монастыря иеросхимонах Сампсон (Сиверс), ныне покоящийся на Николо-Архангельском кладбище.
Не прекращался поток богомольцев к мощам преподобных Саввы и Корнилия и в советские годы, идут и едут паломники и в наши дни. Окунуться в источник целебной воды, взять с собой в обратную дорогу святой его воды приезжают люди отовсюду, хотя дорога в монастырь по-прежнему нелегка…
Далее наш путь лежал в Печоры через Псков.
Нельзя проехать мимо самых древних построек Пскова – Псковского Крома или Кремля: деревянный построен в VIII веке и каменный – в Х веке. Собор Святой Троицы – X-XVII в.в. был построен еще в языческом городе по приказу княгини Ольги.
В одной из башен Кремля нам показали его макет города XV века.
После Псковкого Кремля наша группа паломников отправилась в благословенные Печоры в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Пребывая на Псковской земле нельзя не побывать в этом святом месте.
На всенощной в Михайловском храме служил Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). В Михайловском храме справа от Царских врат находится ковчег с десницей Мч. Татианы.
За ранней Божественной Литургией В Успенском храме в воскресенье (1 сентября) почти все паломники причастились Святых Таин. По милости Божией, мы смогли побывать в келье отца Иоанна Крестьянкина, где иеромонах Филарет, келейник старца, помазал нас маслицем, окропил Святой водой и подарил книжечку с Духовными советами батюшки. Еще мы побывали в кельях старца Симеона и покойного архимандрита Серафима (Розенберга), в Ближних и Дальних пещерах, где покоятся усопшие монахи, в т.ч. старец Иоанн Крестьянкин.
Недалеко от Печор расположен древнейший город Изборск. Изборск впервые упоминается в рассказе о призвании на княжение на Русь трёх варяжских братьев, из которых, по легенде, «старейший Рюрик седе в Новегороде, а другой Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор». И первое поселение называлось Труворово городище. Его появление связывают с датой VIII-IX век. Старая крепость, храм Свт. Николая с чудотворной иконой Божией Матери Корсунская, Словенские ключи или источники «12 Апостолов», вода из которых стекает в незамерзающее озеро, где почти постоянно живут прекраснейшие лебеди, — это красивейшее место в любую погоду и в любое время
Время нашего паломничества подходило к концу. Напоследок мы побывали в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре во Пскове, где сохранились византийские фрески XII века. В храме Стефана Первомученика хранится чудотворный список иконы Божией Матери Мирожская, а в местном ряду иконостаса – икона Спасителя – Спас Иммануил, крайне редкий случай… Я встречаю в первый раз.
Наше паломничество закончилось, но уезжать очень не хотелось. И мы уже начали мечтать о новой поездке по другим святым местам Псковской земли. И, если будет на то воля Божия и благословение, то в следующем 2020 г. в конце сентября («золотая осень») хотелось бы побывать в Пушкиногорье, получше посмотреть весь Псков, который преобразился за последние два года, и конечно же опять и как всегда – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и Изборск.
Слава Богу за все!
Богата и славна земля Псковская своими святыми! Князья, преподобные, пустынножители, блаженные, Христа ради юродивые, святители и праведные являют собой торжество веры Православной на Псковщине. Благодатные семена Христова учения, посеянные благоверной княгиней Ольгой, происходившей из местечка Выбуты, дали здесь благодатные плоды.
До новых встреч, Святая Псковкая земля!
И огромное спасибо Велейской Ирине Валериевне, сопровождавшей нас в паломничестве.
Ульянкина Татьяна Дмитриевна, организатор и экскурсовод паломнических групп.