ХРАМ АЛЕКСИЯ МЕЧЁВА В ВЕШНЯКАХ

РПЦ, Московская городская епархия

Самый близкий святой нашего времени (1924-1994)

120862.b

Самый близкий святой нашего времени (1924-1994)

Двадцать лет назад, 12 июля 1994 года, ко Господу отошёл знаменитый афонский старец Паисий. Однако его име не только не забылось, но продолжает освещать путь к вере многих и многих людей по всему миру. 

«Он — верное чадо Православной Церкви»

 

Протоиерей Вадим Леонов

Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии

— Чем дальше мы от времени земной жизни Господа Иисуса Христа, тем больше возникает сомнений в достоверности Священного Предания Церкви, в истинности ее духовного опыта, в соответствии церковной жизни первоначальному установлению Спасителя. Старец Паисий и подобные ему святые личности своей жизнью однозначно решают все эти вопросы. Их глубокая воцерковленность и несомненная святость прямо свидетельствуют, что слова Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» нерушимы и явлены в жизни Православной Церкви. Православная Церковь, подобно матери, продолжает рождать святых людей, значит и Глава ее — Христос. Когда сравниваешь жизнь и поучения старца Паисия со святыми прошлых веков, то очевидно, что он, при наличии своих личных особенностей, живет тем же Духом, той же Любовью, той же Истиной, что и апостол Иоанн Богослов, преподобный Макарий Египетский, преподобный Исаак Сирин, преподобный Серафим Саровский и множество иных подвижников. Старец Паисий — это свидетельство об истинности Православия гораздо более убедительное, чем какие-то земные чудеса и сверхъестественные явления.

Старец Паисий – это свидетельство об истинности Православия гораздо более убедительное, чем какие-то земные чудеса и сверхъестественные явления

Кроме этого, огромное значение имеют те поучения, которые смогли сохранить его духовные чада. На первый взгляд, может показаться, что там содержится уже хорошо знакомое учение о духовной жизни, основанное на молитве, смирении, покаянии и жертвенной любви. Однако его слова обладают удивительно свежестью и убедительной силой. Свежестью — потому что произнесены сравнительно недавно и часто относятся к событиям, участником которых мы являемся. Они обращены к современному человеку и каждый легко распознает в его поучениях ответы на свои насущные вопросы. А сила его слов в том, что все сказанное им опирается на его жизненный опыт. Масса примеров из его личной жизни делают речь старца Паисия убедительной, яркой, запоминающейся. Господь дарует таких светлых людей, чтобы сделать нас живыми христианами.

Во всех спорных вопросах старец высказывал традиционное учение Православной Церкви

Мне кажется, что нет повода говорить о каком-то особом учении старца Паисия, о степени его ортодоксальности. Он — верное чадо Православной Церкви, о чем он сам свидетельствовал многократно. Какие-то тонкие богословские темы он не обсуждал, но во всех спорных вопросах высказывал традиционное, хорошо всем известное учение Православной Церкви. Теологический модернизм, жажда сказать свое особое слово в богословии ему был чужды. Спасение вне Церкви он исключал, поэтому и монахов-зилотов стремился, прежде всего, привести к единству с Церковью. И, тем не менее, его можно назвать истинным богословом, потому что он достиг недоведомой для большинства людей степени богопознания и донес до нас свой духовный опыт. Это и есть истинное православное богословие.

«Авва Паисий — это особый святой, можно сказать, социальный — необычайно близкий к простому народу»

Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

— Всем людям, которые приходят в храм и задают самые различные вопросы о духовной жизни, я практически всегда рекомендую прочесть беседы со старцем Паисием Святогорцем. Иногда даже дерзаю давать некоторым кающимся епитимью — прочитать тот или иной том с мыслями этого великого аввы. И, пожалуй, не знаю ни одного случая, когда его слово так или иначе не оказало бы положительного воздействия на душу самого что ни на есть оторванного от Церкви современного человека…

На мой взгляд, эта великая польза от чтения поучений старца обусловлена рядом причин. Во-первых, авва Паисий — это особый святой, можно сказать, социальный — необычайно близкий к простому народу. В истории святоотеческой письменности есть определённая проблема: практически все тексты аскетического содержания создавались монахами и, чаще всего, для монахов. И, несмотря на то, что требования к монаху и мирянину, по большому счёту одинаковые. Например, апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь…» (1 Фес 5: 17). Этот призыв направлен ко всем христианам, а не только монашествующим, но всё же «первокласснику» не стоит сразу ставить задачи по высшей математике, для начала ему нужно разъяснить элементарные правила сложения и вычитания.

Эту проблему по-своему разрешают оптинские старцы (чего стоят одни только простенькие поговорки преп. Амвросия Оптинского) или коммуникабельность святителя Феофана Затворника, который получал от двадцати до сорока писем в день.

Но простота и доступность поучений старца Паисия, а также широта обзора тем, актуальных именно для современного мирянина, пожалуй, разрешают эту проблему самым наилучшим на данный момент образом, делая его самым-самым «социальным» святым.

Старец Паисий – он универсален и подходит абсолютно всем

Во-вторых, очень действенной оказывается «мягкая» доброта и необычайная простота афонского старца. У каждого святого свой характер, который вовсе не отвергается Богом. Кто-то из святых отцов суров и кое-где подчёркнуто рационален — и это тоже совершенная любовь, имеющая своего адресата (я, например, не раз замечал, что святитель Игнатий (Брянчанинов) особенно хорошо воспринимается людьми с техническим складом ума — «технарями»). Кто-то из писателей-аскетов поэтически возвышен и приводит в искренний восторг филологов и лингвистов (например, свт. Феофан Затворник).

Ну, а старец Паисий — он универсален и подходит абсолютно всем.

Его добрый, немного с деликатным юмором слог является образцом современной проповеди. Геронда не просто доступен и предельно понятен, но и, не побоюсь здесь быть вульгарным, необычайно ласков и нежен к своим слушателям. Очень заметно, что своих далеко не совершенных совопросников, т.е. всех нас, он авансом считает очень хорошими людьми, которые заблудились как малые детки и вот сейчас, узнав правильный путь, они обязательно пойдут по нему. Это волей-неволей заставляет нас смиряться и прислушиваться к словам нашего великого святого современника, хоть немного подражая ему так, как он подражал Христу.

***

«Старец является одним из богословов, труды которого переживут многие эпохи»

Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви (Исторический факультет МГУ), главный редактор портала AgionOros.ru, заместитель главного редактора Издательского Дома «Святая Гора».

Старец Паисий занимает совершенно уникальное место среди подвижников нашего времени. Его слова, переведенные на множество языков, находят отклики людей со всего мира, а его миссионерская роль сравнима с творениями святых отцов. Нам известно о том, что очень много неверующих людей, прочитав совершенно случайно труды отца Паисия, обратились к вере. Лично я знаю несколько случаев, когда после прочтения книг старца люди, не желавшие до этого ничего знать и слышать о Церкви и христианстве, совершенно меняли свою жизнь, открывая свое сердце вере.

До сих пор слова старца Паисия являются большим подспорьем для современных христиан. Многие верующие находят в его творениях ответы на волнующие вопросы духовной жизни. Найдя их, православные, воцерковленные люди начинают жить более осмысленной духовной жизнью. Именно в этом и состоит значение старца Паисия для православия.

Отца Паисия нет с нами уже 20 лет, но, тем не менее, через его труды люди продолжают приходить в Церковь, а это говорит о том, то старец является одним из тех богословов, чьи труды переживут многие эпохи. Пятитомник старца Паисия «Слова» был опубликован издательским домом «Святая Гора» более 10 лет назад, но и по сей день его творения продолжают печататься и находить своих читателей.

Его поучения — это бытийное богословие, построенное на богатейшем духовном опыте старца

О старце Паисии можно говорить, что он сам был столпом и утверждением истины, ибо его поучения — это бытийное богословие, построенное на богатейшем духовном опыте старца, которое, что немаловажно, шло не только от опыта. Многие современные богословы являются компиляторами, у которых нет никакого духовного багажа. С отцом Паисием все обстоит иначе: одной из его настольных книг была книга преподобного Исаака Сирина. Конечно, нельзя сказать, что старец все время что-то читал, а потом заучивал какие-то положения. Это совершенно не так. Его учения — это личное духовное наследие.

Многие богословы затрагивают только вопросы этики или вопросы добродетели, чего не скажешь о старце Паисии. Он не чуждался серьезных догматических вопросов, рассказывая о них достаточно просто. Ортодоксальность в вере была для него принципиальна, он с болью в сердце относился к тому, чтобы пребывать в истине. Для старца Паисия принципиально важно было следовать Евангелию и догматам Церкви. Он не был готов к компромиссам, поэтому его труды очень ценны для Православия, а его духовное наследие в полной мере не только соответствует, но и продолжает курс святых отцов.