В планах жительницы ВАО – работа над иконой для храма Преображения Господня.
Марина Мышковская — автор и иллюстратор трёх с лишним десятков детских книжек. Ещё она рисовала легендарных «Колобков» в знаменитой анимационной студии «Пилот» Александра Татарского. А в начале 1990-х знакомые художники открыли мозаичную студию и позвали её.
— Мы делали мозаику для кухонь, ванных, бань, бассейнов. Однажды пришёл заказ на часовню Серафима Саровского в Щелкове, — рассказала Марина Викторовна.
Николай Угодник для папы
Это, впрочем, была репетиция. Маленький деревянный храм Николая Угодника на Ново-Богородском кладбище под городом Электроугли — вот начало.
— У меня там похоронен папа. Захотелось в память о нем сделать подарок храму, я пошла к настоятелю: «Отче, хочу собрать из мозаики надвратную икону на фасаде. Можно?»
Через полгода над входом появилось поясное изображение покровителя храма.
На стадии котлована
— Лет семь назад возвращались мы осенью с дачи, идём по своей Вешняковской и видим: котлован вырыт, рядом батюшка ходит, — рассказывает Марина Викторовна. — Это был отец Виктор, настоятель будущего храма. Я спросила его, нужны ли будущему храму мозаичные иконы. Он благословил и дал точные размеры.
Теперь бирюзовобелую фигуру святого праведного Алексея Мечёва, в честь которого создан храм на Вешняковской улице, видно с автобусной остановки. На другой стене образ Божией Матери в лилиях «Умиление». Лик Иоанна Крестителя обращён в сторону Выхина. А над входом в храм – икона Спасителя в виноградных лозах. Между прочим, рядом, на перекрёстке аварий стало в разы меньше.
— На таких людях, как Марина, — благотворителях и благоукрашателях — держатся храмы. Её иконы просветляют душу, — говорит настоятель храма иерей Виктор Мальшаков. — В мозаике на фасадах есть и прагматический аспект: ей не страшен ни дождь, ни снег, краски не смываются, не выцветают.
12 июля прошлого года, когда освящали храм на Вешняковской, Марина Мышковская была награждена медалью «Патриаршая благодарность».
Мастерская на столе
В однокомнатной квартире, где живёт художница с мужем, множество коробок, ящиков, контейнеров с мозаичной плиткой всех цветов и оттенков. На столе собранный на треть новый образ: впалые щёки, густые темные волосы, борода, хитон, указательный перст обращен к небу.
— В Луховицком районе восстанавливают церковь XIX века. Делаю для них Иоанна Крестителя.
Подогнать по размеру и цвету
Марина берёт квадратик — как долька шоколада — тёмнографитовой мозаики и специальные кусачки. Под рукояткой прикреплён холщовый мешочек, чтобы осколки не разлетались. Зажимает. Кррррак! Долька раскалывается на несколько кусочков.
— Полукруглые пойдут на радужку глаза, крошка — на ресницы и тень в уголке. Всего, чтобы сделать глаз, требуется 8-10 оттенков — белок, зрачок, веко. На весь лик нужно около 30 оттенков, на всю фигуру — более 40. Подгоняю кусочки плитки по цвету, форме и размеру, ищу плавные переходы.
Во славу Божию
Иконы Марина Мышковская делает бесплатно. Храмы оплачивают только материал. Работа со стеклянной мозаикой — не самая лёгкая и полезная для здоровья. Колоть плитку можно только в очках, стеклянная пыль летит в нос и в горло. Руки постоянно в ранках и ссадинах.
— Вот идут люди к храму, видят образ на стене, останавливаются и крестятся. У меня на душе тепло и спокойно становится, — говорит художница.
Случай на Преображенке
В планах у художницы новый проект — икона для храма Преображения Господня на Преображенской площади.
— Попала я в эту церковь совершенно случайно. Зашли мы туда с мамой, ей уже 88 лет, помолились, а я смотрю — сбоку огромная икона «Гурий, Самсон и Авив». Это редкая икона, и мужа моего Гурием зовут. У меня вдруг мысль: а что, если сделать в нише, над каноном, там, где усопших отпевают, икону «Не рыдай Мене, Мати»? Она успокоительная, в скорби помогает. Сейчас обсуждаем это с настоятелем.